(приведенное время - время начала богослужений и трансляций в Евпатории)
О караимском календаре.
Караимы ведут летосчисление от Сотворения мира, которое древнее новой эры на 3760 лет. Летосчисление ведется по годам, состоящим из лунных месяцев.
По караимскому календарю месяц содержит 29 или 30 суток, в первом случае он называется недостаточным, во втором – полным. Начало месяца определяется видимостью новой луны невооруженным глазом. Но когда при ожидаемой дате новолуния и благоприятных метеорологических условиях молодая луна не наблюдается невооруженным глазом, начало месяца автоматически переносится на следующий день. Однако следует помнить, что месяц не может состоять более, чем из 30 суток. Если же неблагоприятные метеорологические условия (дождь, туман, снег, облачность) не позволяют определить новолуние визуально, можно воспользоваться календарем, составленным на основе астрономических вычислений.
Обращение Луны вокруг Земли совершается за 29 дней, 12 часов и 44 минуты, таким образом продолжительность лунного года меньше продолжительности солнечного на на 10 дней, 21 час и 8 секунд. Соответственно начало года могло бы «блуждать» по временам года, выпадая то на зиму, то на весну и т.д., а значит, и определенный праздник по дате мог бы отмечаться то весной, то зимою, то летом, то осенью, что недопустимо.1
Поэтому лунный календарь, используемый в религиозной практике караимов, согласован с календарем солнечным – этим караимы исполняют заповедь о небесных светилах (луне и солнце), ибо Бог повелел: «…да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов». (Берешит, 1:14). Цикличность соответствия лунно-солнечного счисления определена в 19 лет, в цикле такой продолжительности 12 обычных годов по 12 лунных месяцев, и 7 високосных годов, в которые добавляется дополнительный 13-й месяц.
Високосными годами в 19-летнем цикле считаются 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й год. Чтобы определить, является текущий год простым или високосным, необходимо дату от Сотворения мира (например, 5778) разделить на 19. При этом частное от деления – 304 – укажет количество полных периодов, а остаток – является ли год високосным (0, 3, 6, 8, 11, 14, 17) или же простым.
Названия месяцев и дней недели.
В соответствие со словом Торы «И был вечер и было утро, день один» (Берешит, 1:5), сутки у караимов начинаются с вечера. В связи с этим праздники, посты и субботы начинаются с вечера их кануна, с заходом солнца.
В религиозной практике дни недели специального названия не имели, обозначались так: «день первый, день второй, день третий, день четвертый, день пятый, день шестой». И только седьмой день – Суббота – имел особое название: Шаббат. Этому дню полностью посвящена Четвертая Заповедь Декалога.
Как было сказано выше, год у караимов состоит из 12 месяцев, в високосном же году добавляется дополнительный тринадцатый месяц. Названия месяцев и календарные периоды, на которые выпадают их новолуния, приведены в таблице:
№ |
Месяц |
Период новолуния |
1. |
Нисáн (библ. назв. Авив) |
13.03 – 10.04 |
2. |
Ийáр |
12.04 – 09.05 |
3. |
Сивáн |
11.05 – 08.06 |
4. |
Таммýз |
10.06 – 07.07 |
5. |
Ав |
09.07 – 06.08 |
6. |
Элýл |
08.08 – 04.09 |
7. |
Тишри |
07.09 – 04.10 |
8. |
Хешвáн |
06.10 – 03.11 |
9. |
Кислéв |
05.11 – 02.12 |
10. |
Тевéт |
04.12 – 01.01 |
11. |
Шевáт |
03.01 – 31.01 |
12. |
Адáр |
01.02 – 12.03 |
13. |
Адáр 2 (бывает в високосном году) |
03.03 – 12.03 |
Следует помнить, что месяц Нисан начинает религиозный год, по отсчету от этого месяца отмечаются праздники и посты. О Нисане в Торе сказано: «Месяц этот для вас – начало месяцев, первый он у вас из месяцев года»2 (Шемот, 12:2). Месяц Тишри начинает гражданский год, по которым ведется порядок летоисчисления.
1 - О времени праздника Песах сказано, что он наступает в определенный день после новолуния, а также и то, что отмечать его необходимо во время созревания ячменя (весна на широте Святой Земли). При разработке караимского календаря учитываются оба эти требования, так что все караимские праздники выпадают на одно и то же время года.
2 - Определяя 1 Нисана началом года, Тора, тем не менее, не повелевает выделять этот день более, чем остальные новолуния, или праздновать особо.